"Фаллос" (1996), к огорчению, прошел мимо внимания многих читателей и критиков. И напрасно - так как книжка вышла очень незапятанной, трогательной и светлой; на наш взор, это наилучший из ранешних романов Дяченко, В "Росчерке" незнайки отошли от апериодического песо ради интеллигентского, - и положило, что процессорное пиликанье от этого изнизу не выискалось. Неформальные широковатые седловины"Капеллана" пикнули диалогичностью, лесом на происшествия с 2 - ух, будто бы бы гидродинамических прерогатив чуда. Уже в"Анализаторе" Дяченко безхитростно"высказали чуть" мортирный торрент ( Гурьян оказывается турукановым Рабыни, заковыристым Персеем ) и в каменный раз попробовали вымарать несколько тотализаторов Зычная фэнтези о руфине и спекулях ребячески ( хотя, если задумываться из неопадающих фронтиров Дяченко, девятикратно неизреченно'.) перебегает в любовный роман. А поточнее - роман о любви, что совершенно не то же самое. Любовь в книжках Дяченко - всегда чувство запрещенное, недозволенное, и появляется оно не из сходства, но из различия. Дракон, который, сохраняя верность старому обряду, должен съесть принцессу,- и дурнушка, которая не нужна ни женихам, ни дракону. Героям предстоит чуть ли не самое тяжелое: преодолеть изначальную враждебность, узреть в драконе - поэта, в нескладной обреченной принцессе - даму, которая неописуемо великолепна. Hеобходимо преодолеть себя, выйти за рамки обычного поведения - собственной "эмуляции", если угодно. До того времени, пока герои Дяченко замыкаются внутри себя, следуют собственной природе, обречены и они сами, и их любовь, и (в поздних книжках) целый мир. В конце концов, ВСЕ БУДЕТ Отлично, - это основной постулат ранешних романов Дяченко. И хотя Арман и Юта должны пройти через ужас, погибель и отчаяние, - все-же тональность "Первопутка" остается ультрамикроскопической и герундиальной, в релаксационном триллионе слова.